Теория монтажа

Монтаж - это процесс «сборки» фильма из отдельных элементов - кадров. Но вырезать неудачные места и склеить оставшиеся еще не значит «смонтировать». Грамотный монтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации.
Они выработаны чисто эмпирическим путем на протяжении первых двух-трех десятилетий существования кино и с тех пор не претерпели существенных изменений. 

Монтаж - это мышление. Как в языке и литературе, выстраивая слова в предложения, мы руководствуемся общепринятыми правилами орфографии и пунктуации, так и в монтаже видео существует понятие грамотности, с которым знакомы все, кто изучает монтаж всерьез, а не только по кнопкам видеоредакторов. Видеоредакторы - это инструменты для осуществления монтажа и не более того. Но владея языком, можно правила нарушать, как и в литературе для достижения определенных эффектов и придания художественного своеобразия. Но только если служит какой-то цели, а не вызвано невежеством. В целом же, мы пользуемся общими правилами стилистики и орфографии языка. Такая же «общая грамотность» существует и в монтаже.

Монтаж — это осознанное выстраивание отснятого материала в определенном порядке с целью донести нужную информацию и вызвать необходимые эмоции. В режиссуре кино и видео монтаж одно из самых сильных выразительных средств, поэтому очень важно уметь мыслить монтажно, представляя как отдельные кадры складываются в экранное повествование еще на стадии задумки. По мнению Сергея Эйзенштейна именно монтаж является «объединяющим началом».

День 1

— Композиция и кадр

— Основы восприятия кадра

— Внимание зрителя

— Композиция, перспектива, глубина пространства

— Раскадровка, техническая раскадровка, техника создания

— Крупность кадра

— Монтаж по крупности

— От частного к общему и от общего к частному

— Ориентация в пространстве

— Работа с несколькими персонажами в кадре

— Принципы расстановки камер

— Ориентация в кадре без персонажа

— Свет в кадре и монтаж по свету

— Художественный и естественный свет

— Цветовое пространство, монтаж по цвету

— Ошибки съемочного периода

— Движение в кадре

— Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре

— Монтаж по направлению движения движущейся массы

— Монтаж по фазе

— Монтаж по темпу

— Этапы создания экранного произведения

— Понятие работы в съемочной группе

— Этапы формирования экранного произведения

— Подбор технических средств

— Работа в студии

День 2

— Сюжет

— Построение сюжетной линии

— Создание нескольких сюжетных линий и их взаимодействие

— Использование приемов монтажа для построения сюжета

— Пространство и время

— Последовательный монтаж, основа сюжета

— Параллельный монтаж и взаимодействие сюжетных линий

— Перекрестный монтаж

— Восприятие времени зрителем

— Понятие ассоциации на экране

— Рефрен

— Монтаж по мысли, техника применения для построения сюжета и перемещения внутри сюжетной линии

— Аналитический монтаж

— Влияние крупности плана на восприятие и информативность

— Динамика повествования, точки привлечения внимания. Поэтический монтаж

— Тематический монтаж, взаимодействие с эмоциями зрителя

— Ритм в кадре и вне кадра

— Скорость движущихся объектов в кадре, основы съемки и монтажа

— Динамика кадра, ритмический монтаж на основе звука и содержания кадра

— Понятие звука в монтаже, виды звукового оформления

— Использование звука в качестве формирующего элемента экранного образа

— Клиповый монтаж, виды клипового монтажа, варианты применения