Монтаж - это процесс «сборки» фильма из отдельных элементов - кадров. Но вырезать неудачные места и склеить оставшиеся еще не значит «смонтировать». Грамотный монтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации.
Они выработаны чисто эмпирическим путем на протяжении первых двух-трех десятилетий существования кино и с тех пор не претерпели существенных изменений.
Монтаж - это мышление. Как в языке и литературе, выстраивая слова в предложения, мы руководствуемся общепринятыми правилами орфографии и пунктуации, так и в монтаже видео существует понятие грамотности, с которым знакомы все, кто изучает монтаж всерьез, а не только по кнопкам видеоредакторов. Видеоредакторы - это инструменты для осуществления монтажа и не более того. Но владея языком, можно правила нарушать, как и в литературе для достижения определенных эффектов и придания художественного своеобразия. Но только если служит какой-то цели, а не вызвано невежеством. В целом же, мы пользуемся общими правилами стилистики и орфографии языка. Такая же «общая грамотность» существует и в монтаже.
Монтаж — это осознанное выстраивание отснятого материала в определенном порядке с целью донести нужную информацию и вызвать необходимые эмоции. В режиссуре кино и видео монтаж одно из самых сильных выразительных средств, поэтому очень важно уметь мыслить монтажно, представляя как отдельные кадры складываются в экранное повествование еще на стадии задумки. По мнению Сергея Эйзенштейна именно монтаж является «объединяющим началом».
День 1
— Композиция и кадр
— Основы восприятия кадра
— Внимание зрителя
— Композиция, перспектива, глубина пространства
— Раскадровка, техническая раскадровка, техника создания
— Крупность кадра
— Монтаж по крупности
— От частного к общему и от общего к частному
— Ориентация в пространстве
— Работа с несколькими персонажами в кадре
— Принципы расстановки камер
— Ориентация в кадре без персонажа
— Свет в кадре и монтаж по свету
— Художественный и естественный свет
— Цветовое пространство, монтаж по цвету
— Ошибки съемочного периода
— Движение в кадре
— Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре
— Монтаж по направлению движения движущейся массы
— Монтаж по фазе
— Монтаж по темпу
— Этапы создания экранного произведения
— Понятие работы в съемочной группе
— Этапы формирования экранного произведения
— Подбор технических средств
— Работа в студии
День 2
— Сюжет
— Построение сюжетной линии
— Создание нескольких сюжетных линий и их взаимодействие
— Использование приемов монтажа для построения сюжета
— Пространство и время
— Последовательный монтаж, основа сюжета
— Параллельный монтаж и взаимодействие сюжетных линий
— Перекрестный монтаж
— Восприятие времени зрителем
— Понятие ассоциации на экране
— Рефрен
— Монтаж по мысли, техника применения для построения сюжета и перемещения внутри сюжетной линии
— Аналитический монтаж
— Влияние крупности плана на восприятие и информативность
— Динамика повествования, точки привлечения внимания. Поэтический монтаж
— Тематический монтаж, взаимодействие с эмоциями зрителя
— Ритм в кадре и вне кадра
— Скорость движущихся объектов в кадре, основы съемки и монтажа
— Динамика кадра, ритмический монтаж на основе звука и содержания кадра
— Понятие звука в монтаже, виды звукового оформления
— Использование звука в качестве формирующего элемента экранного образа
— Клиповый монтаж, виды клипового монтажа, варианты применения